29
авг.2019
Дефекты модели государственного регулирования топливного рынка / Выступление И. Хомутова в ТАСС
29 авг.2019
На круглом столе, организованном информационным агентством ТАСС 29 августа 2019г., генеральный директор ИГ «Петромаркет» Иван Хомутов выступил с докладом, посвященным анализу дефектов модели государственного регулирования топливного рынка России в 2019 г. В круглом столе также принимали участие:
- Советник Генерального директора – Начальник Департамента по работе с органами государственной власти компании «Газпром нефть» Павел Карчевский,
- Главный экономист VYGON Consulting Сергей Ежов,
- Аналитик компании «Финам» Алексей Калачев,
- Заместитель директора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв.
Участники обсудили первые итоги работы демпфирующего механизма в нефтяной отрасли и дали свои оценки возможностей механизма обеспечить стабильность цен на бензин в будущем.
В мероприятии в качестве слушателей приняли участие представители ведущих российских СМИ.
Иван Хомутов в своем докладе отметил, что в 2019 г. в России сложились чрезвычайно низкие мелкооптовые и оптовые цены на бензин, причиной чему послужили жесткие ограничения регулятора по поставкам продукта с НПЗ на внутренний рынок. Такие ограничения позитивно сыграли на маржинальности АЗС, которая в январе-апреле 2019 г. была рекордно высокой. Однако, за высокую маржинальность АЗС расплачивались НПЗ: им приходилось реализовывать продукт на оптовом рынке с огромным дисконтом относительно экспортной альтернативы. Проблему не смог решить рассчитанный на это «демпфер», который в январе-феврале вообще был отрицательный.
По подсчетам ИГ «Петромаркет» за первые 7 месяцев 2019 г. чистые потери российских НПЗ от торговли моторными топливами на внутреннем рынке составили 47 млрд руб. В сложившейся ситуации бензиновые НПЗ страны вплоть до мая генерировали убытки, в то время как более технологически отсталые НПЗ-экспортеры генерировали прибыль. Как отметил Иван Хомутов, такую ситуацию вряд ли можно считать здоровой, поскольку регулятор посылает недвусмысленный сигнал – лучше быть технологически отсталым предприятием, ориентированным на экспорт низкокачественных нефтепродуктов, нежели продвинутым НПЗ, ориентированным на выпуск высококачественных топлив для внутреннего рынка. Регулятор, успешно решая текущие задачи сдерживания цен на бензин, снижает стимулы к развитию российской нефтепереработки, что грозит дефицитом топлива и ростом цен в будущем.