24
мая.2019
Иван Хомутов дал интервью журналистам радиостанции «Эхо Москвы»
24 мая.2019
Резкий рост отпускных цен НПЗ на бензин в России в мае 2019 г. и сопутствующий ему рост цен нефтебаз вызвал определенную тревогу на рынке: такой рост на фоне стабильных и контролируемых государством цен на топливо на АЗС привел к резкому сокращению маржи заправок. 17 мая Российский топливный союз (объединяет ряд владельцев независимых АЗС) обратился в Правительство с просьба вмешаться в ситуацию и предпринять меры по ее стабилизации. ФАС России несколькими днями позже заявила, что не видит оснований для увеличения цен на бензин и дизтопливо темпами выше инфляции.
Обсудить возникшую ситуацию на рынке в прямом эфире программы «Сканер» радиостанции «Эхо Москвы» пригласили генерального директора ИГ «Петромаркет» Ивана Хомутова. Хомутов поделился экспертным мнением о реальном положении дел на рынке, причинах сложившейся ситуации и предложил наиболее вероятный прогноз ее развития.
Иван Хомутов напомнил, что с января по апрель 2019 г. отпускные цены НПЗ были стабильно низкими. Причина – адресованные нефтяным компаниям требования государства по минимальным объемам поставок бензина на внутренний рынок. Наличие этих требований создало дисбаланс спроса и предложения на топливном рынке и вынудило нефтеперерабатывающие заводы продавать бензин с огромным дисконтом относительно экспортной альтернативы. Следствием этого явилась убыточность целого ряда технологически развитых НПЗ, производящих качественное автомобильное топливо стандарта Евро-5 для внутреннего рынка. По оценкам ИГ «Петромаркет», эта убыточность сохранялась на весьма и весьма высоком уровне на протяжении четырех месяцев подряд с начала 2019 г. Не смог решить проблему и демпфирующий механизм, который правительство рассматривало как инструмент обеспечения достаточной маржинальности нефтепереработки, но который оказался несовершенным.
Такая ситуация, по мнению Ивана Хомутова, ставит для бизнеса под вопрос целесообразность инвестирования в модернизацию НПЗ – ведь эта модернизация направлена как раз на увеличение выпуска качественных высокоэкологичных моторных топлив, которые в сложившейся ситуации приходится продавать в убыток. НПЗ проще вообще не осуществлять модернизации и ориентироваться на экспорт низкокачественной продукции. Тем более, что в текущих реалиях экспортоориентированные заводы России с низким уровнем технологического развития как раз прибыльны.
Понимая нездоровость ситуации, в конце апреля 2019 г. Минэнерго России приняло решение ослабить для нефтяных компаний рекомендации по объемам поставок моторных топлив на внутренний рынок, что позволило нивелировать избыток бензина в стране и решить проблемы с маржинальностью бензиновых НПЗ. Это решение как раз и спровоцировало рост отпускных цен НПЗ, а за ним и рост цен нефтебаз, который и озаботил независимые сети АЗС.
Анализируя возможные варианты развития ситуации, Иван Хомутов отметил, что ожидать какого-либо заметного роста цен на бензин на АЗС в 2019 г. едва ли стоит – цены будут строго сдерживаться регулятором. А вот проявление проблем с маржинальностью АЗС вполне возможно.
Подробнее об этом, а также о том,
- усиливается ли сырьевая зависимость российской экономики,
- является ли российская нефтепереработка отсталой отраслью или же она достаточно развита,
- насколько вероятен сценарий ухода с региональных рынков независимых сетей АЗС,
в 20-минутном интервью.