30
янв.2019
Нефть ждёт маневр: анализ крупной отраслевой налоговой реформы / Интервью И. Хомутова «Нефтянке»
30 янв.2019
Гостем 41 выпуска программы «Энергосреда» на канале «Нефтянка» стал генеральный директор исследовательской группы «Петромаркет» Иван Хомутов. Он рассказал о завершении налогового маневра в нефтяной отрасли: о пошлинах, акцизах, нетбэке, их влиянии на отрасль и экономики России и стран ЕАЭС.
Интервью началось с обсуждения основных проблем, вызванных действующей в России системой экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, которые продиктовали необходимость реформирования налогового и таможенно-тарифного регулирования нефтяной отрасли. Попытки реформирования Правительство России предпринимало неоднократно, однако решение одних проблем порождало другие, и выстроить «идеальную» систему пошлин не удавалось.
Налоговая реформа, стартующая 1 января 2019 года, представляет собой завершение налогового маневра в нефтяной отрасли, запущенного в 2014 году. Как рассказал Иван Хомутов, в период до 2024 года предполагается поэтапное введение нового механизма управления рентными доходами страны, который должен сделать существовавшее до реформы в неявной форме субсидирование нефтепереработки и потребителей нефтепродуктов в России более эффективным, придать ему целевой и адресный характер.
Описав первоначальную концепцию и параметры реформы, Иван Хомутов рассказал, как и под воздействием чьих интересов они изменились.
Иван Хомутов отмечает ряд несомненных плюсов реформы:
- прекращение субсидирования наиболее одиозных, отсталых НПЗ страны;
- прекращение неконтролируемого субсидирования экономик дружественных стран, существовавшего из-за специфики таможенно-тарифного регулирования экспорта нефти и нефтепродуктов из России;
- стимулирование модернизации части российских НПЗ за счет смены механизма их субсидирования.
Однако, по мнению Ивана Хомутова, реформа имеет значительные недостатки и сопряженные с ними риски. Самым важным недостатком Иван Хомутов считает явный фискальный уклон маневра, отсутствие заточенности реформы под стимулирование развития нефтепереработки по определенному вектору. Реформа не подает отрасли ясных долгосрочных инвестиционных сигналов. Нерешенность целого ряда проблем развития отрасли делает перспективы стартующей реформы весьма неопределенными, заставляя с высокой вероятностью ожидать скорых корректировок налоговой системы.
Об этом, а также о том:
- будет ли эффективен механизм демпфирующей надбавки, и при каких условиях,
- какие категории потребителей и НПЗ будут субсидироваться, и в каком объеме,
- справится ли реформа с задачей заставить уйти с рынка технологически отсталые и убыточные для экономики страны НПЗ,
вы узнаете из интервью.