28
Июн.2023
Моторное топливо на бирже начало дешеветь / Пока существенно упала только цена на пропан-бутан
28 Июн.2023
Биржевые цены на сжиженные углеводородные газы (СУГ; смесь пропана и бутана), использующиеся в качестве моторного топлива, снизились с начала июня 2023 г. более чем на 20%. Это следует из данных торгов на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ). Оптовые цены на бензин после достижения исторических максимумов перешли к снижению в конце июня, но сокращение котировок пока минимально.
27 июня тонна СУГ на Урале и в Сибири (наиболее ликвидный биржевой индекс) стоила 16 548 руб. – на 23,4% дешевле, чем 1 июня. Цена на этот вид топлива на бирже снижается с середины мая, когда она достигла максимального в этом году уровня в 24 845 руб./т. С тех пор котировки снизились на 33,4%. В европейской части страны товар подешевел на 12,3% с начала июня и на 24% с середины мая, до 22 382 руб./т.
Цены на СУГ начали расти весной на фоне сезона повышенного спроса на внутреннем рынке и проведения плановых ремонтов на НПЗ. До этого котировки снижались из-за профицита продукта в России. Избыток образовался после того, как на фоне усиления антироссийских санкций из-за СВО на Украине упал экспорт СУГ.
По данным исследовательской группы «Петромаркет», в 2022 г. поставки СУГ за рубеж сократились на 11,3% до 3,45 млн т, несмотря на увеличение поставок в страны Азии в 3,8 раза до 392 000 т («Ведомости» писали об этом 21 марта). К середине февраля 2023 г. биржевая цена на СУГ опустилась до исторического минимума в 2093 руб./т. Для сравнения: в феврале 2022 г. котировки на бирже СПбМТСБ колебались на уровне 24 000–25 000 руб./т, а в августе 2021 г. достигали 52 144 руб./т.
В результате профицита СУГ в России цены на глобальном рынке оказались значительно выше внутрироссийских, и экспорт стал высокомаржинальным. К примеру 14 марта, по данным «Петромаркета», разница между ценой на автомобильный пропан-бутан для внутреннего рынка на базисе FCA («поставка на транспорт продавца в указанном месте») Сургут без НДС и экспортным нетбэком на этом же базисе составляла 13 800 руб./т.
Аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман отмечает, что весной цены на СУГ росли из-за ремонтов на НПЗ. Но дальнейшего снижения стоимости, по его оценке, не ожидается, так как низкие цены в начале 2023 г. – «отклонение от нормы, вызванное сложностями с экспортом». Он отмечает, что сейчас профицита СУГ на внутреннем рынке уже нет и не ожидается в ближайшее время, так как экспорт нормализуется. Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков считает, что осенью спрос на это моторное топливо и его цены могут вырасти на фоне подорожания бензина.
Цены на бензин в отличие от цен на СУГ большую часть июня активно росли. 22 июня стоимость бензина Аи-92 на бирже достигла исторического максимума в 58 548 руб./т. Цена Аи-95 обновила потолок 15 июня, котировки достигли отметки в 67 385 руб./т. Сейчас оптовые цены перешли к снижению, но сокращение в сравнении с пиковыми значениями пока минимально. К 27 июня цена на бензин Аи-92 снизилась с максимальных уровней всего на 1,3% до 57 762 руб./т, на наиболее популярный 95-й бензин – на 3,6% до 65 008 руб./т.
Оптовые цены на дизтопливо с начала июня практически не изменились, и 27 июня тонна на СПбМТСБ стоила 51 181 руб. (-0,1% к 1 июня).
Резкий рост стоимости бензина в оптовом звене, который уже понемногу начал отражаться и на рознице, спровоцировал реакцию регуляторов. Руководитель ФАС Максим Шаскольский 24 мая заявил, что ведомство готово поддержать ограничение поставок бензина на экспорт, если такая инициатива будет предложена Минэнерго. Министр энергетики РФ Николай Шульгинов в тот же день подтвердил, что Минэнерго готово в случае необходимости выйти с предложением по ограничению экспорта бензина и дизтоплива. Он пояснил, что министерство дает нефтяным компаниям рекомендации «нарастить предложение и снизить экспорт». Источник «Ведомостей» пояснял тогда, что Минэнерго, в частности, рекомендовало приостановить экспорт бензина и увеличить обязательный норматив по его продаже на бирже.
Представитель ФАС 14 июня говорил «Ведомостям», что ведомство направило девяти нефтекомпаниям требование увеличить продажи бензина на бирже. По данным ФАС, снижение продаж с января по май 2023 г. составило 7,9% и на внутреннем рынке образовался «неудовлетворенный спрос» на бензин. Служба также заявила о готовности возбудить антимонопольные дела, если эти рекомендации не будут исполнены. 22 июня служба сообщила о подготовке изменений в нормативы по продаже бензина на СПбМТСБ: для бензина его планируется повысить с нынешних 12% от объема производства до 13%, для дизеля – с 8,5 до 9,5%.
«Ведомости» направили запрос в Минэнерго и основным российским производителям бензина и СУГ.
Кауфман замечает, что цены на бензин в опте разгоняли помимо начавшихся ремонтов на НПЗ, сезона повышенного спроса и увеличения экспорта также корректировка демпфера и ослабление рубля (доллар с начала года укрепился к российской нацвалюте на 21%, официальный курс ЦБ на 28 июня составляет 85,05 руб./$. – «Ведомости»). Юшков считает, что компании в преддверии ожидаемой корректировки демпфера не спешат снижать оптовые цены, так как изменение в формуле демпфера лишит их части заработка.
Демпферный механизм в нефтяной отрасли призван сдерживать рост цен на топливо в России. Он предполагает, что при более высоких экспортных ценах по сравнению с внутренним рынком НПЗ получают выплаты из бюджета. При обратной ситуации нефтяники должны доплачивать в бюджет. В 2022 г. НПЗ получили рекордные выплаты по демпферу – 2,2 трлн руб., что в 3,2 раза больше, чем годом ранее. В мае 2023 г. компаниям выплачено 103,5 млрд руб.
В конце апреля министр финансов Антон Силуанов заявил о предложении снизить выплаты по демпферу вдвое с июля 2023 г. по июль 2024 г. Минфин планирует внести законопроект в Госдуму в конце июня – начале июля. Но, по оценке Минэнерго, корректировка демпфера несет риски недоинвестирования и роста оптовых цен на топливо, говорил Шульгинов в середине июня.