07
Сен.2023
Запрет "серого" экспорта топлива поможет закончить уборку урожая
07 Сен.2023
Росстат в очередной раз зафиксировал рост цен на бензин и дизельное топливо (ДТ) по итогам прошлой недели. Причем он уже сильно обогоняет общую инфляцию (3,76% с начала года): бензин с начала года подорожал на 7,7%, а ДТ - на 5,5%.
Впрочем, это все цветочки по сравнению с ростом котировок в опте на бирже. Здесь почти ежедневно бьются рекорды, бензин с начала года прибавил в цене 80%, а ДТ - 45%.
По всем правилам экономики такой рост цен означает дефицит товара. Но, по данным того же Росстата, производство моторного топлива в августе выросло относительно июля, по сравнению с прошлым годом, выпуск бензина уменьшился всего на 1%, а ДТ - даже увеличился на 3,7%.
Но топлива уже не хватает в некоторых регионах. Не случайно глава минсельхоза Дмитрий Патрушев на совещании в Госдуме, где обсуждались вопросы топливообеспечения сельскохозяйственной отрасли, предложил запретить экспорт нефтепродуктов из России, чтобы собрать урожай 2023 года. По его словам, проблемы с топливом уже есть. "Мы сейчас остановим уборочную и не отсеемся по озимым - это будет катастрофа", - сказал он.
В минэнерго считают, что виноват "серый" экспорт, когда за границу отправляется топливо, отгруженное для внутреннего рынка. Первый замминистра энергетики Павел Сорокин на том же совещании заявил, что решение о запрете "серого" экспорта топлива может быть утверждено в ближайшие дни. По новым правилам, экспортировать топливо смогут только нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ). Проект указа уже внесен в правительство, и сейчас идет его финальное согласование.
При этом Сорокин признал, что на зарубежных рынках топливо продавать выгоднее, оно там стоит порядка 90 тыс. руб. за тонну, а на внутреннем - примерно 65 тыс. руб. Но, по его словам, нефтяники получают выплаты по демпфирующему механизму (компенсация части потерянной прибыли нефтяникам из бюджета), что позволяет снизить эту разницу.
Здесь стоит напомнить, что правительство с 1 сентября снизило объем выплат по демпферу на 50%. Это автоматически означает, что экспорт стал еще более привлекателен не только для перекупщиков, но и для законопослушных НПЗ.
Сможет ли в этом случае запрет "серого" экспорта решить проблему дефицита? Ведь чисто по коммерческим соображениям производителям будет интересней поставлять свой товар за границу.
Минсельхоз объявил о дополнительной потребности аграриев в 500 тыс. тонн топлива (в основном это ДТ) в сентябре - ноябре, на период посевной работы. Это не самый большой объем, за прошлую неделю в России было произведено 834 тыс. тонн бензина и почти 1,7 млн тонн ДТ.
Как отмечает руководитель проектов ИГ "Петромаркет" Николай Баранов, если говорить о реэкспорте топлива (поставках за границу того, что изначально предназначалось для внутреннего рынка), то сейчас он находится на очень низком уровне. Среднемесячный показатель реэкспорта бензина и ДТ (суммарно) в 2023 году снизился в 3 раза относительно 2022 года - со 135 до 45 тыс. тонн. Снижение произошло после введения заградительной экспортной пошлины с января 2023 года. Она составляет 20 тыс. руб. за тонну для экспортеров, не производящих нефтепродукты.
Схожую оценку дает аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. Приблизительные объемы серого экспорта бензина Аи-92 из РФ оцениваются в 40 тыс. тонн в месяц, а дизельного топлива - в 50 тыс. тонн в месяц, что составляет примерно 1-1,5% общего объема поставок на внутренний рынок. То есть этих объемов никак не хватит на покрытие дефицита аграриев. Более того, по мнению Баранова, даже если реэкспорт сократится еще, это не окажет влияния на оптовые цены на топливо.
С точки зрения руководителя Центра анализа стратегии и технологий развития ТЭК РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина Вячеслава Мищенко, поскольку речь идет о "сером" экспорте, то доверять любым источникам о его объемах не стоит.
Если же говорить в целом о проблемах на топливном рынке, то они возникают почти каждый год, и решать их нужно системно, считает эксперт. Нам нужно переходить на новую модель оптового и розничного рынка, независимого от внешних индикаторов. На российских площадках должна формироваться цена на нефть в рублях. Сейчас мы опираемся на внешние индикаторы, которые номинированы в долларах, что делает нас зависимым и от курса к нему рубля. Дорожают нефть и нефтепродукты в Европе, куда мы ни то, ни другое уже давно не поставляем, курс рубля ослабевает по отношению к доллару, а в результате мы получаем резкий рост цен на внутреннем рынке.
Есть и внутренние проблемы, усугубляющие топливный кризис, отмечает Мищенко. Это узкие места в логистике, несогласованность сроков ремонтов НПЗ с ростом туристических потоков в стране, но главная причина кризиса в зависимости нашего внутреннего рынка от внешних индикаторов. Поэтому решение о запрете "серого" экспорта абсолютно правильное, но в долгосрочном периоде ничего не поменяет. Да, в совокупности со снижением спроса из-за окончания сезона отпусков и решением логистических задач кризис может отступить. Но проблема решена не будет.
Решение проблем с дефицитом топлива для аграриев совсем не означает снижение или даже долгосрочную остановку роста цен на бирже и автозаправках. Предпосылок для того, чтобы топливо дешевело, пока нет. Более того, скоро придет сезон зимнего дизеля, а он традиционно стоит дороже летнего. Пока же остается уповать лишь на то, что вниз пойдут цены на топливо в мире. Правда, это будет означать снижение нефтяных котировок, что в целом для России невыгодно.
По мнению Чернова, нельзя говорить о том, что именно "серый" экспорт стал причиной роста оптовых и розничных цен. Первоочередным фактором все-таки было сокращение демпферных выплат НПЗ. В результате поставки на экспорт стали намного выгоднее, в том числе и для производителей топлива. Но в среднесрочной перспективе запрет "серого" экспорта топлива приведет к увеличению его поставок на внутренний рынок, что немного сократит дефицит и как следствие, замедлит темпы роста цен, считает эксперт.